Как развивается аграрная наука – на примере КазНАИУ - статьи - AGRObilim
agrobilimonline@gmail.com
+7 (7172) 72-86-32

Как развивается аграрная наука – на примере КазНАИУ

15.06.2021
0
69

Председатель правления – ректор, вице-президент НАН РК, академик, председатель Совета ректоров ведущих аграрных вузов СНГ, член Президиума Глобального консорциума аграрных вузов мира Тлектес Есполов дал расширенное интервью редакции Kazpravda.kz, в ходе которого поделился опытом по развитию исследовательского университета.

В беседе с журналистом он отметил, что добывающие отрасли демонстрируют положительную динамику, а наукоемкое производство практически не развивается. Вследствие этого аграрная сфера экономики остается сырьевым сектором с низким уровнем конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках высокотехнологичной продукции.

«Путь решения данного вопроса один – это инновационное развитие, основанное на знаниях. Именно интеллектуальные ресурсы становятся парадигмой прогрессивного мирового развития», - сказал он.

По словам Тлектеса Есполова, университеты должны работать на опережение и быть всегда в тренде.

Как показывает мировая практика, внедрение результатов научных исследований в производство в отдельных странах дает экономический рост ВВП в 50% и выше. Сегодня в мировой экономике производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50–55% макротехнологий. На долю 9 высокоразвитых стран (из примерно 150 стран с экономикой рыночного типа) приходится около 80–90% всей наукоемкой продукции. Эти страны владеют 46 из 50 макротехнологий.

В Казахстане наукоемкость составляет в среднем 0,17%, то есть в 6 с лишним раз ниже этого критического уровня. В 2019 году этот показатель снизился до 0,12% от уровня ВВП страны. Поэтому в республике принято решение увеличить финансирование науки к 2025 году до 1% от ВВП.

Одним из путей наращивания наукоемкости ВВП является увеличение расходов на одного исследователя. По данным ЮНЕСКО, этот показатель в Казахстане составляет в среднем 46 тысяч долларов (по паритету покупательной способности), в России – 54, Китае – 202, Японии – 209, Германии – 234, США – 300.

В стране принято решение – до 2025 года увеличить объем финансирования сферы образования в 6 раз и науки – в 7 раз. Поэтому подготовка специалистов для данного сектора экономики должна осуществляться через науку и наукоемкое производство, а это под силу только исследовательским вузам.

На вопрос «на каком уровне сегодня находятся аграрное образование и наука в стране», Т.Есполов ответил, что в последние годы на агропромышленную науку выделяется более 10 миллиардов тенге, что составляет примерно 13% от общей суммы затрат. При таком объеме финансирования ученым-аграрникам удалось разработать и представить к внедрению в производство более 500 научных разработок.

«Общеизвестно, что в развитых странах 1 доллар, вложенный в науку, дает эффект на производстве от 4 до 9 долларов. У нас в стране эффект на производстве от 1 тенге, вложенного в аграрную науку, составляет 5 500 тенге. Это свидетельствует о том, что научные результаты, полученные нашими учеными, вполне конкурентоспособны», - сказал он.

Однако, по словам ректора, внедряется в производство только 8% результатов научных разработок. На практике имеет место низкая результативность и востребованность научных результатов со стороны агробизнеса, а также не на должном уровне ведутся работы по передаче знаний, трансферту и коммерциализации технологий. Поэтому необходимо решить вопрос о научном сопровождении результатов научных исследований в производство.

Решением данного вопроса является правильное распределение финансовых ресурсов на науку, так как в ее финансировании имеются серьезные диспропорции. На научные исследования направляется более 90% всех средств, на опытные работы – менее 10%, а вот на трансферт и коммерциализацию – 0%. В мировой практике на долю этих трех блоков приходятся примерно одинаковые объемы финансирования – по 30–35%.

Сегодня ученые предлагают принять кардинальные меры по развитию аграрной науки. Среди них – переход от финансирования НИИ к финансированию ученых, увеличение доли затрат на опытные работы, выделение бюджетных средств на трансферт и коммерциализацию технологий, увеличение количества опытных хозяйств за счет привлечения лучших частных агроформирований, изменение функций опытных хозяйств.

Учеными разработаны предложения по субсидированию затрат фермеров по «зеленой корзине», как это практикуется в странах, входящих в ВТО. В «зеленую корзину» входят такие меры господдержки, как научные исследования, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, подготовка кадров, услуги по продвижению товаров на рынках, услуги по общедоступному инфраструктурному обеспечению. Это позволит привлечь дополнительные финансовые средства в науку.

В мировой практике именно система распространения знаний является основным инструментом обеспечения взаимодействия аграрной науки, образования и производства, а значит, и повышения эффективности сельского хозяйства.

В ситуационном центре, оснащенном современным оборудованием, еженедельно проводятся онлайн-конференции для сельхозтоваропроизводителей, в которых принимают участие около 5 тысяч сельских предпринимателей со всех регионов Казахстана по всем актуальным вопросам развития АПК.

Для развития инновационного образования сегодня уже недостаточно влияния человеческого капитала. Необходимо изменить саму образовательную среду, не просто наращивать объемы образования трудовых ресурсов, должно качественно измениться само содержание образования, его методы и инструменты.

Самое главное – бизнес и общество должны участвовать в подготовке будущих специалистов не меньше, чем вузы. Сегодня доля корпоративного бизнеса в образовательной экономике Казахстана составляет примерно 1%, в то время как на западе эта цифра доходит до 30%. Разумеется, такое участие предполагает и контроль со стороны бизнеса, который проверяет содержание образовательных программ, оснащение аудиторий, заказывает вузам исследования. Все имеющиеся 209 образовательных программ в университете разработаны совместно со стейкхолдерами.

Для усиления практической подготовки в университете функционирует центр стратегических исследований агробизнеса, где студенты, начиная со второго курса, разрабатывают бизнес-планы на реальных данных агроформирований. Выпускники вуза по завершении учебы едут на производство с готовыми бизнес-проектами. Все виды практик обучающихся увеличены до 7 месяцев.

Университет открыт для своих партнеров и поддерживает постоянную связь с коллегами, делится опытом в организации образовательной, научной и международной деятельности.

Интервью доступно для прочтения по ссылке https://www.kazpravda.kz/fresh/view/issledovatelskii-universitet---mirovoi-trend-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki

0 комментариев

Icon
Чтобы оставлять комментарии Войдите или зарегистрируйтесь